Главное — это выявление отклонения фактических данных по выпуску продукции от плановых показателей, выявление организационных факторов, повлиявших на ход работы предприятия, выявление резервов производства, использование их для дальнейшего улучшения работы.
Анализируя показатели выпуска продукции, пользуются формами бухгалтерской и статистической отчетности (периодической и годовой). Типовые формы отчетности содержат показатели, необходимые для контроля, и являются едиными для всех отраслей промышленности. Основными источниками материалов для анализа показателей выполнения плана производства продукции в натуральном и ценностном выражении являются: суточные и декадные донесения о выполнении плана по выпуску продукции в натуральном выражении; статистический отчет по форме 1-п Ежемесячный отчет промышленного предприятия о выполнении плана по продукции в натуральном и ценностном выражении; годовой бухгалтерский отчет по форме 8 Продукция, где указывается выпуск валовой и товарной продукции в оптовых ценах и выпуск отдельных видов продукции в натуральном выражении.
Анализ выполнения производственной программы следует производить в определенной последовательности. Прежде всего надо сверить все показатели по выпуску продукции с первичными документами, определить выполнение плана по выпуску валовой и товарной продукции, затем плана по выпуску продукции в натуральном выражении (по количеству, качеству, ассортименту и комплектности), установить темп роста производства продукции и его ритмичность. И, наконец, следует выявить причины, вызвавшие отклонение от плановых показателей.
При анализе объема выпуска продукции с различными сортностью и марочностыо необходимо определять среднюю оптовую цену каждого изделия.
Произведем анализ выполнения плана по валовой и товарной продукции на следующем примере.
Из приведенного примера видно, что предприятие выполнило план по валовой продукции, а по товарной нет. Оно не решило своей основной задачи не обеспечило народное хозяйство необходимым видом продукции.