Во Франции мусорная индустрия нацелена на организацию сбора и временного хранения отходов таким образом, чтобы последующая транспортировка и утилизация были экономически эффективны и не загрязняли окружающей среды. Сбор и вывоз мусора по-французски – это довольно простой процесс, но продуманный до самых мелких деталей.
Основу французского подхода составляет сознательное отношение граждан к проблеме бытового мусора. Готовность населения не только скрупулезно сортировать отходы и учить этому своих двух-трехлетних детей, но и пользоваться биологически разлагаемыми упаковочными материалами создает необходимую базу для переработки. И государственная пропаганда играет в этом не последнюю роль, так, в стране ежегодно проходит Неделя борьбы с бытовыми отбросами. Дети во французских школах изучают «экологический этикет», который включает в себя также проблему бытового мусора. А несколько лет назад был запущен национальный научный проект, который нацелен на решение проблемы вторичного использования бетонных конструкций после их демонтажа. Государство готово вложить 1 млн из требуемых 5 млн евро в реализацию данной программы.
На сегодняшний день около половины собираемых отходов все еще сжигается с целью получения электроэнергии и горячей воды. Малая часть подлежит захоронению в спрессованном виде на полигонах. Но целью французского правительства является вторичная переработка бытовых и иных отходов человеческой деятельности. Рециклирование оказывает значительно меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду, к тому же позволяет создать большое количество дополнительных рабочих мест, что актуально для французской экономики, где остро стоит проблема безработицы. Картон, бумага, стекло, пластик, текстиль и металлы уже сегодня собираются французами в отдельные контейнеры и идут на вторичную переработку. Промышленные отходы пригодны к рециклированию в подавляющей части. К тому же основные расходы отрасли приходятся не на переработку, а на вывоз мусора. Отсюда широкое использование установок для прессования и привлечение железнодорожного транспорта. В условиях огромных расстояний, присущих России, проблема транспортировки становиться особенно актуальной, и европейский опыт будет полезен.
В отличие от Парижа вывоз мусора в Москве происходит большей частью без предварительной сортировки. Только 10% бытовых отходов сортируется, причем не на первичном этапе, т.е. выполняют эту функцию предприятия, а не сами граждане. Первый опыт раздельного сбора не удался, но курс на рециклирование взят.