Джонни Юта – новоиспеченный агент ФБР, начавший работу в Лос-Анджелесе.
В академии Джонни был хорош, но как специальный агент Юта он еще никто, о чем ему сообщают и начальник, и напарник Анджело Паппас. Внимание Джонни сразу привлекает дело грабителей банков, которые скрывают свои лица за резиновыми масками Никсона, Рейгана и других бывших президентов США. За последние три года банда совершила уже 27 ограблений, и останавливаться не собирается. Паппас подозревает во всем местных серферов, поэтому Джонни решает внедриться в их компанию. Там он встречает Бодхи – человека опасного, интересного и умеющего очаровывать всех, кто жаждет свободы.
Фильм «На гребне волны», уже вошел в классику американского кино. Он считается боевиком и триллером, однако в действительности не является «чистым» представителем ни одного жанра. Отношения Юты и Паппаса напомнят киноманам любой фильм «о приятелях-полицейских» («Смертельное оружие», «48 часов» и многие другие). Внедрение Джонни в компанию серферов – это классический сюжет о работе под прикрытием. Эпизоды на пляже, где Джонни сближается с серферами и влюбляется в океан, не менее органично смотрелись бы в спортивной драме или истории самопознания.
В том, что фильм не распадается на отдельные эпизоды, большая заслуга режиссера Кэтрин Бигелоу. Она получила заслуженного Оскара (за нашумевшего «Повелителя бури») недавно, но уже тогда, к 1991 году, когда вышел «На гребне волны», доказала, что умеет снимать захватывающее «мужское» кино. Нельзя обойти вниманием и актеров, составивших прекрасный актерский ансамбль. Киану Ривз в роли Джонни Юты, Патрик Суэйзи в роли свободолюбивого Бодхи, Гэри Бьюзи в роли увлеченного Паппаса создали запоминающиеся образы. Их персонажи – страстные натуры, которыми движет не только жажда наживы или стремление восстановить справедливость.
«На гребне волны» был и остается отличным фильмом, застрявшим, но не потерявшимся «между жанров». Он уже прошел проверку временем и не устарел ни на минуту.